Парусный спорт постоянно эволюционирует, внедряя новые технологии и методы для повышения скорости и эффективности яхт. Одним из самых значимых изобретений в этой области стал спинакер. Этот дополнительный парус произвел революцию в парусном спорте, позволив судам развивать большую скорость на определенных курсах. В данной статье мы рассмотрим особенности, историю и применение спинакера в современном яхтинге.
1. Что такое спинакер
Спинакер - это специальный дополнительный парус, используемый на яхтах для увеличения скорости движения. Он имеет характерную выпуклую форму и большую площадь, что делает его похожим на раскрытый парашют. Спинакер обычно применяется при движении полными курсами - от галфвинда до фордевинда.
В отличие от других парусов, он крепится к рангоуту и такелажу только углами, оставляя шкаторины свободными. Он принимает рабочую форму только при наличии ветра. Управление спинакером требует особых навыков и опыта, так как этот парус может быстро стать неуправляемым из-за сильной тяги.
Существуют различные типы спинакеров и системы их установки - от простых на старых яхтах до сложных парашютных систем на современных гоночных швертботах. Хотя он редко встречается на чартерных яхтах, его использование дает уникальные ощущения от парусного спорта, значительно увеличивая скорость судна в определенных условиях.
2. Виды спинакеров
Они делятся на две основные категории: симметричные и асимметричные. Каждый тип имеет особенности и преимущества в зависимости от условий использования. Кроме того, спинакеры различаются по виду покроя, что делает из эффективнее при различных ветровых условиях и курсах яхты.
Основные виды по покрою:
- Горизонтальный покрой. Наиболее ранний тип, эффективен в слабый и средний ветер на полных курсах. Однако при усилении ветра может деформироваться, особенно в верхней части.
- Радиальный покрой. Усовершенствованная версия горизонтального покроя. За счет вертикального раскроя верхней части уменьшается растяжение ткани, что позволяет использовать такие паруса в более сильный ветер.
- Три-радиальный покрой. Отличается комбинированным расположением полотнищ, что обеспечивает хорошее сохранение формы во всех направлениях. Подходит для различных типов яхт и большинства курсов.
- "Звездный" покрой. Плоские паруса, способные работать даже в бейдевинд. Благодаря особому расположению полотнищ, мало деформируются под нагрузкой и сохраняют форму при усилении ветра.
Все современные спинакеры делают из тонкого нейлона, который прочный, эластичный даже при малом весе. Однако нейлон чувствителен к длительному воздействию солнечного света, поэтому такие паруса следует хранить в специальных светонепроницаемых мешках.
3. Когда появился парус
История спинакера начинается во второй половине XIX века. Первое упоминание о нем датируется 1865 годом, когда он был создан как дополнительный для использования при попутном ветре. Название "спинакер" предположительно произошло от искажения фразы "Sphinx's acre" (акр Сфинкса), связанной с яхтой "Sphinx", на которой впервые был использован подобный парус.
Эволюция спинакера:
- 1865 год - появление первого спинакера как дополнительного, для попутного ветра.
- 1936 год - спинакер приобретает симметричную форму, что улучшает его эффективность.
- 1950 год - Тэд Худ вводит горизонтальную форму раскроя ткани, что становится стандартом надолго.
- 1969 год - Брюс Бэнкс изобретает "звездный" крой, значительно улучшающий аэродинамические свойства.
- Конец XX века - период активных экспериментов с формой и кроем спинакера в связи с развитием парусного спорта.
- Начало XXI века - возвращение к асимметричной форме спинакера, что обусловлено новыми технологиями и материалами.
Спинакер быстро стал популярным среди мореходов благодаря своей эффективности. Его развитие тесно связано с прогрессом в области материаловедения и аэродинамики. Современные спинакеры изготавливаются с использованием компьютерного моделирования и высокотехнологичных материалов, что позволяет достигать максимальной эффективности при различных ветровых условиях.
4. Как управлять спинакером
Управление спинакером - одна из самых сложных задач в яхтенном спорте. Особенность этого паруса - использование двух шкотов. Шкот, проведенный через клюв спинакер-гика и присоединенный к наветренному шкотовому углу, называется брасом. После поворота через фордевинд шкот и брас меняются ролями.
Для регулировки положения спинакер-гика по вертикали используются оттяжка и топенант. Оттяжка должна выдерживать значительно большую нагрузку, так как спинакер создает серьезные вертикальные усилия. На больших лодках часто используется малый спинакер-гик (мартин-гик) для отведения браса от вант.
Важным элементом безопасности является завал-таль, которая не позволяет грота-гику перекинуться с борта на борт при непроизвольном повороте через фордевинд. Завал-таль следует использовать при движении в бакштаг или фордевинд, а также при постановке парусов "бабочкой". Очень важно иметь возможность быстро отдать завал-таль в случае необходимости.
Для тонкой настройки спинакера применяется оттяжка Барбера - трос с канифас-блоком, позволяющий управлять точкой проводки шкота в направлении нос-корма. Это дает возможность перенести точку проводки шкота вперед, что часто бывает необходимо для оптимальной работы паруса.
При управлении спинакером яхтсмены должны быть готовы к возможному брочингу - резкому уходу лодки с курса, вызванному несбалансированной работой руля и парусов. Эта ситуация сопровождается потерей управляемости и сильным креном. Правильная настройка и своевременные действия экипажа помогают избежать подобных опасных ситуаций и эффективно использовать спинакер для увеличения скорости яхты.
5. Здания, вдохновленные спинакером
Интересно, что форма спинакера вдохновила архитекторов на создание уникальных морских строений. Принцип использования этого паруса лег в основу конструкций знаковых зданий в разных странах мира.
Первым примером может служить пятизвездочный отель Бурдж аль-Араб в Объединенных Арабских Эмиратах, построенный в 1999 году. Это грандиозное сооружение, расположенное прямо в море, по своей форме напоминает огромный спинакер, закрепленный на мачте.
Другим известным зданием, вдохновленным спинакером, является Spinnaker Tower в Портсмуте, Великобритания. Эта 170-метровая башня стала символом города и хорошо видна со стороны моря. Хотя ее сходство с парусом довольно условно, в силуэте небоскреба легко угадываются контуры спинакера.
Стоит отметить, что спинакер, как самый большой парус на яхте, часто привлекает внимание не только архитекторов, но и рекламодателей. Яхтсмены нередко используют его в качестве рекламной площадки.